Александр Таиров

Александр ТаировВсе нарастало, как снежный ком. Началась новая волна репрессий. Настала очередь и театров. Их упрекали в угодничестве перед Западом, в том, что они порочили советских людей. Выявили группу театральных критиков-космополитов, но этого оказалось мало. Принялись за поиски деятелей театра. Первым оказался Таиров. Он был уже на примете.

Камерный театр не любил Сталин. Еще в 1929 году в письме к Билль-Белоцерковскому он назвал его «действительно буржуазным». Видел он в этом «буржуазном» театре только один спектакль — «Багровый остров» Михаила Булгакова. Спектакль в том же 1929 году запретили и сняли с репертуара. Это было первое массированное наступление на театр. Но тогда никто из коллег не предал своего мастера.

Второе наступление началось после постановки комической оперы Бородина «Богатыри», оформленной художником-палешанином П. Баженовым. Это была веселая и смешная сказка о глупых, ленивых и трусливых псевдобогатырях Авоське и Небоське, Чудиле и Купиле, выдающих себя за подлинных богатырей. Текст В. Крылова, который очень нравился Таирову своей старомодной наивностью, по предложению Керженцева был отдан в переделку Демьяну Бедному, а Демьян Бедный к тому времени поссорился со Сталиным и был в опале.

Этому наивному, непритязательному спектаклю, задуманному в продолжение цикла музыкальных комедий, было суждено сыграть печальную роль в жизни театра. После нескольких представлений «Богатыри», имевшие успех у зрителей, были подвергнуты резкой критике и с треском сняты. В них усмотрели издевательство над русской деревней. Вскоре после выхода спектакля было принято постановление Комитета по делам искусств при Совнаркоме Союза ССР: «Ввиду того, что опера-фарс Д. Бедного «Богатыри», поставленная под руководством А.