Стук в дверь

Стук в дверьБудет играть сцены из «Маскарада», читать «Мцыри», отрывки из «Героя нашего времени», «Демона». Говорил, что гастроли начинают его утомлять и пора переходить к оседлой жизни. Рассказал, что получил приглашение Малого театра играть Отелло в очередь с Остужевым. Остужеву трудно играть часто, спектакль же пользуется огромным успехом, а в те дни, когда Остужева заменяет М. Ф. Ленин, публика возвращает билеты. Поведал, что Н. П. Охлопков предлагает ему вступить в труппу Театра Революции и начать там с роли Ивана Грозного в пьесе А. Толстого «Трудные годы». «Я серьезно обдумываю эти предложения», — сказал он мне на прощание. Больше мы не встречались.

Война с Германией застала его на Западной Украине, где он выступал с лермонтовской программой. С большими трудностями, потеряв все свои костюмы, он добрался до Москвы и поселился на даче в Новом Иерусалиме, выделенной еще его матери, Марии Михайловне. Дачный поселок назывался «НИЛ» — расшифровывалось это «Наука. Искусство. Литература.». Наступление немцев было стремительным, в начале октября они ворвались в Истру. Захватили и дачный поселок, а его обитатели оказались на оккупированной территории. Среди них, кроме Блюменталь-Тамарина и его семьи, были актер и директор Театра Вахтангова О. Ф. Глазунов, солист Большого театра И. Д. Жадан и многие другие. Позже, оказавшись в Киеве, Всеволод Александрович, не долго думая, стал сотрудничать с оккупационными властями. Назначелный художественным руководителем Киевского театра Русской драмы, вместе с С. Э. Радловым Блюменталь-Тамарин осуществил постановку пьесы А. Корнейчука «Фронт» и сыграл в ней главную роль — генерала Горлова. Спектакль назывался «Так они воюют…» В нем были совершенно смещены акценты, в результате пьеса превратилась в злой, едкий антисоветский памфлет. Блюменталь выступал по радио и в печати.