Тогдашний зритель

Тогдашний зрительМожно сказать, что Лобанов, который никогда не был учителем Ефремова и Эфроса, был их предшественником. Его «Бешеные деньги» с Орданской в роли Лидии Чебоксаровой будоражили зрителей. А затем последовала пьеса Л. Малюгина «Старые друзья», в которой на сцену выходила Орданская, в школьных косичках с белыми бантами и белом платьице, и два ее поклонника — удачник и неудачник, и зал, затаив дыхание, вслушивался в их голоса. Неудачника Шуру Зайцева — внешне неяркого, не очень разговорчивого, но кристально честного, скромного и порядочного человека — очень убедительно играл Всеволод Якут. Сейчас пьеса Малюгина кажется наивной, но в те годы никто еще не писал о войне так просто и человечно. Лобанов создал великолепный поэтический спектакль, который был отмечен Сталинской премией. Он долгие годы сохранялся в репертуаре, и его успело пересмотреть не одно поколение зрителей.

После войны он поставил несколько вполне благополучных спектаклей, а затем пьесу Леонида Зорина «Гости». Ее подвергли страшной критике и сняли, как антисоветскую. Начались неприятности. Надо сказать, что атмосфера в театре была удручающей — настоящий «террариум единомышленников», где дружат по одному принципу — против кого-то. Андрея Михайловича начали с аппетитом жрать — снимать его спектакли, интриговать против него. Он вынужден был уйти с поста главного режиссера. Оказался в униженном состоянии — стал очередным режиссером.

Как часто еще истинную ценность человека мы понимаем тогда, когда он превращается в парадный портрет или памятник. Последние годы своей жизни Лобанов часто болел. После больницы из полного превратился в худого, напоминающего Дон Кихота, человека. Костюмы, рассчитанные на привычную полноту, болтались на нем, как на вешалке. Приказ об освобождении его от должности главного режиссера Ермоловского театра ему переслали домой.