Второе наступление

Второе наступлениеТаирова в Камерном театре с использованием музыки Бородина:

а) является попыткой возвеличения разбойников Киевской Руси как положительного революционного элемента, что противоречит истории и насквозь фальшиво по своей политической тенденции;

б) огульно чернит богатырей русского былинного эпоса, в то время как главнейшие из богатырей являются в народном представлении носителями героических черт русского народа;

в) дает антиисторическое и издевательское изображение крещения Руси, являющегося в действительности положительным этапом в истории русского народа, т. к. оно способствовало сближению славянских народов с народами более высокой культуры;

Комитет по делам искусств при СНК Союза ССР постановил: пьесу «Богатыри» с репертуара снять как чуждую советскому искусству».

Конечно, это было только прологом. Критика обрушилась на Камерный театр и его руководителя. Председатель Комитета по делам искусств П. Керженцев заявил: «Камерный театр — слово опозоренное».

В газете «Правда» появляется статья О. Литовского, в которой сказано: «Троцкистская клевета на партию («Заговор равных» Левидова), воспевание контрреволюционного национализма («Патетическая соната» Кулиша), пасквиль на Октябрьскую революцию («Багровый остров» Булгакова) и, наконец, насквозь фальшивый по своей политической тенденции спектакль «Богатыри» Д. Бедного — таковы грубые политические срывы Камерного театра».

Но театр продолжал работать. Таиров поставил несколько спектаклей, в том числе, «Оптимистическую трагедию». Прежде чем приступить к его постановке, Александр Яковлевич вместе с Всеволодом Вишневским даже отправился в учебный поход на одном из кораблей Балтфлота. Спектакль этот можно смело назвать одним из высших достижений советского театра.