Кремлевские куранты

Кремлевские курантыМихаил Брохес… Блестящий пианист, постоянный аккомпаниатор Александра Николаевича Вертинского. Он рассказывал мне, как их свела судьба.

Брохес окончил ленинградскую консерваторию по классу фортепьяно. Считался очень способным пианистом. Во время войны с бригадой попал на Дальний Восток, где в это время оказался и Вертинский, вернувшийся после долгой эмиграции. Он как раз искал аккомпаниатора. Все, кто к нему приходил, его по той или иной причине не устраивал. Тогда ему предложили послушать Михаила Брохеса. Он поморщился — ему хотелось иметь аккомпаниатором женщину, но, скрепя сердце, все-таки согласился. После этого они уже не расставались. Работали вместе 14 лет.

Когда я задумал свою программу об эмигрантах, то предложил Михаилу Борисовичу в свободное время принять в ней участие. Он не отказался.

Потом я помог ему приобрести квартиру в нашем доме. Мы стали постоянно общаться. У нас с ним даже телефон оказался спаренным.

Михаил Борисович очень много рассказывал об удивительно интересной жизни Вертинского. Например, о том, как по возвращении в Москву, когда был устроен общественный просмотр его концерта, Александр Николаевич вышел на сцену, опустился на колени и произнес: «Родина, прости меня!»

Так случилось, что я оказался на последнем выступлении Вертинского. Было это в один из весенних дней 1957 года. Театр Ермоловой приехал в

Ленинград со спектаклем «Мачеха» Бальзака. Его снимали на ленинградском телевидении.