Михаил Брохес… Блестящий пианист, постоянный аккомпаниатор Александра Николаевича Вертинского. Он рассказывал мне, как их свела судьба.
Брохес окончил ленинградскую консерваторию по классу фортепьяно. Считался очень способным пианистом. Во время войны с бригадой попал на Дальний Восток, где в это время оказался и Вертинский, вернувшийся после долгой эмиграции. Он как раз искал аккомпаниатора. Все, кто к нему приходил, его по той или иной причине не устраивал. Тогда ему предложили послушать Михаила Брохеса. Он поморщился — ему хотелось иметь аккомпаниатором женщину, но, скрепя сердце, все-таки согласился. После этого они уже не расставались. Работали вместе 14 лет.
Когда я задумал свою программу об эмигрантах, то предложил Михаилу Борисовичу в свободное время принять в ней участие. Он не отказался.
Потом я помог ему приобрести квартиру в нашем доме. Мы стали постоянно общаться. У нас с ним даже телефон оказался спаренным.
Михаил Борисович очень много рассказывал об удивительно интересной жизни Вертинского. Например, о том, как по возвращении в Москву, когда был устроен общественный просмотр его концерта, Александр Николаевич вышел на сцену, опустился на колени и произнес: «Родина, прости меня!»
Так случилось, что я оказался на последнем выступлении Вертинского. Было это в один из весенних дней 1957 года. Театр Ермоловой приехал в
Ленинград со спектаклем «Мачеха» Бальзака. Его снимали на ленинградском телевидении.