Еще одним крупнейшим представителем героико-романтической школы актерского мастерства был выдающийся русский актер Юрий Михайлович Юрьев. Он — ученик Ленского. Почти вся жизнь Юрьева связана с императорским Александрийским театром, переименованным в дальнейшем в Ленинградский театр драмы. Он блестяще дебютировал там ролью Милона в «Недоросле» в 1893 году. С прекрасной внешностью — высокий, красивый, с выразительным голосом, блестящими манерами — он стал там первым любовником. Его называли «наш классический мальчик». Лучшими ролями Юрьева были Чацкий, Ромео, Фердинанд, Уриэль Акоста, Карл Моор, рюи Блаз, Отелло, Самозванец. В 1918 г. он создал в Петрограде «Театр Трагедии», открывшийся спектаклем «Царь Эдип» на арене цирка, но деятельность этого театра быстро оборвалась в связи с обострением положения на фронте.
В 1919 году Юрий Михайлович Юрьев вместе с Максимом Горьким, Анатолием Луначарским, Александром Блоком и Марией Андреевой принимал участие в создании Большого драматического театра. Там он исполнил роль маркиза Позы в спектакле «Дон Карлос». В 1922 году Юрьев вернулся в Академический театр драмы (бывший Александрийский), где и проработал до конца жизни. До 1928 года он возглавлял этот театр.
В советское время Юрьева иногда называли «запоздалым пафосником русской сцены». В его искусстве затаенный романтизм всегда сочетался с изысканной театральностью. Очень плодотворен был союз Юрия Юрьева с Всеволодом Мейерхольдом. Именно в его спектаклях этот актер романтической школы «плаща и шпаги» создал блестящие образы Дон Жуана и Арбенина в «Маскараде».