Конфликт между Чеховым и группой, возглавляемой Алексеем Диким, назревал давно. В его основе лежало нежелание Чехова ставить плохие советские пьесы, а также русскую классику, идущую в других театрах, на чем настаивали его оппоненты. Все это бурлило, выходило за пределы театра, обсуждалось в клубе ЦДРИ, на страницах печати, в откровенно «желтой» и недружелюбной к Чехову прессе.
На страницах советской печати развернулась дискуссия о путях МХАТа Второго. Начало ей положило выступление целой группы творческих работников театра во главе с А. Диким, О. Пыжовой и Л. Волковым, поднявших бунт против своего руководителя и призывавших театральную общественность вмешаться во внутреннюю жизнь театра. Это была внутритеатральная борьба за власть.
В журнале «Новый зритель» появилось письмо некоего молодого актера Чупрова. Он писал, что
в театре царит ужасная атмосфера, что там подхалимское отношение к Чехову и возвеличивание его как царя-батюшки, что репертуар строится только на Чехова, а молодые актеры получают грошовые оклады, и у них нет творческого роста и так далее… Письмо, написанное в истерическом. тоне, наделало много шума. Была создана правительственная комиссия во главе с Луначарским, решившая спор в пользу Чехова. Группа Дикого была уволена из театра и переведена в Театр Революции.
Наступил 1928 год. Мейерхольд получил годичную зарубежную поездку. По Москве поползли слухи, что, несмотря на одержанную победу, у Михаила Чехова настроение подавленное. Он по окончании сезона на два месяца уедет за границу для лечения и отдыха, и там, на досуге, определит свои дальнейшие планы.