Громов играл в нескольких его спектаклях. Когда же перед закрытием в театре было собрание, именно Громов вел протокол. Какие же гнусности говорили о своем Мастере господа артисты. Как они его поливали! Мейерхольд и Райх сидели, как пригвожденные к позорному столбу, а их смешивали с грязью, над ними издевались. Говорят, громче всех выступал сам Громов.
Юрий Олеша написал пьесу «Список благодеяний». Она шла с большим успехом в Театре им. Мейерхольда. Героиня пьесы, знаменитая актриса Елена Гончарова, вела список (дневник) благодеяний и преступлений советской власти. Стоит ли удивляться, что, пройдя целый ряд цензурных рогаток на разных уровнях, вплоть до самых высоких, баланс оказался в пользу благодеяний…
Впрочем, Мейерхольд очень точно и тонко вскрыл подтекст пьесы, и спектакль получился достаточно острый, блестяще сыгранный Зинаидой Райх, Мартинсоном, Боголюбовым, Штраухом. Вспоминая этот великолепный спектакль, мне захотелось по прошествии многих лет сделать свой список. Он будет краток и коснется только литературы и искусства.
Итак, список первый… Как молодая трава прорывается сквозь асфальт в поисках воздуха и света, так, вопреки всем запретам, всей жесточайшей цензуре, прорвалась к читателю талантливая литература — «Белая гвардия» — «Дни Турбиных» М. Булгакова, «Зависть» Ю. Олеши, «Русский лес» и «Нашествие» Л. Леонова, романы К. Федина, «Петр Первый» и «Хождение по мукам» А. Толстого…