За рубежом начались протесты, но великий пролетарский писатель Горький в «Правде» дал им отпор. Он написал: «Нужно истреблять врага безжалостно и беспощадно, нимало не обращая внимания на стоны и вздохи профессиональных гуманистов».
В начале 1936 года появилась печально известная статья «Сумбур вместо музыки». Чтобы вы могли себе представить ее изысканный стиль, приведу лишь небольшой отрывок: «Некоторые театры как новинку, как достижение преподносят новой, выросшей культурно советской публике оперу Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Услужливая музыкальная критика превозносит до небес оперу, создает ей громкую славу. Молодой композитор вместо деловой и серьезной критики, которая могла бы помочь ему, выслушивает только восторженные комплименты… В зверином облике представлены все — купцы и народ»… и т. д. и т. п. Не буду вас больше утомлять.
Статья — знак к атаке. Начинается кампания по борьбе с формализмом. Газеты пишут, что наши спектакли полны формалистическими выкрутасами, что мы уходим от реалистического театра, а советскому человеку это чуждо. Он отдаляется от театра, и с этим нужно бороться. Родоначальником этого безобразия является Мейерхольд. Поскольку он человек большого таланта, то это выглядит еще терпимо, но когда начинаются многочисленные подражания, то это перерастает в бедствие. Мы должны этот вопрос поставить со всей откровенностью.
Кампания очень активно велась в газетах, журналах. Это обсуждалось на партсобраниях. Во главе кампании стояли секретари московского комитета партии Альтман, Ангаров и Фурер и какие-то люди из ЦК комсомола. Охлопков, Эйзенштейн, вахтанговцы — все были причислены к формалистам. Эту «заразу» находили повсюду.