Потухшие глаза

Потухшие глазаВ ней говорилось: «Видя Пушкина на сцене, мы хотим жить в море его энергии, жизнелюбия, творчества, в мире его светлой радости и больших надежд. Нет этого мира в спектакле Театра им. Ермоловой… Мрачной философией тлена и смерти проникнута сцена в кабинете Пушкина. Да и тот ли это Пушкин, которого мы знаем как страстного жизнелюбца и непоколебимого борца? Пьеса «Пушкин» вредная и плохая, как плох и вреден сам спектакль, искажающий образ поэта». В прессе отмечалось и отсутствие в спектакле здорового оптимизма, и то, что в нем нет поэта, «который до последней минуты жизни горел огнем свободы, думая о светлых днях своей отчизны». Вопрос о премии, естественно, отпал. Некоторое время, пока шла доработка, спектакль не шел. Затем его возобновили, и он уже не сходил в течение 20 лет. Якут выходил на сцену в роли Пушкина 750 раз.

Очень хорошо сыграл он потом Ахмеда Рыза в «Чудаке» Назыма Хикмета. Половину акта сидел на сцене неподвижно, не произнося ни единого слова, но при этом был очень выразителен. И в следующей работе — пьесе «Суббота, воскресенье, понедельник» Эдуардо де Филиппо у него была непростая роль. Его дон Пеппино в течение двух картин произносил всего одну фразу — «Будь проклято все». Вокруг него кипела жизнь — рыдала жена, суетились дети, а он молчал, но, когда поднимался с кресла, чувствовалось, какая внутренняя работа произошла в этом человеке.

В последние годы он играл старого актера в пьесе «Костюмер» по сценарию знаменитого английского фильма. В роли Костюмера был Зиновий Гердт. Якут играл превосходно — очень ярко, темпераментно. Гердт по сравнению с ним, конечно, сильно проигрывал.

Кроме актерской работы, Всеволод Семенович стал заниматься и педагогической, и это при том, что у него самого не было никакого образования.